Лифтовое оборудование, установленное в многоквартирном доме, коттедже, торговом центре или на производстве, обеспечивает комфорт пассажирам и оптимизирует локальное перемещение грузов. За безопасность подъемных механизмов на разных этапах их жизненного цикла отвечают конкретные субъекты. Завод проектирует и изготавливает оборудование, контролируя качество. Поставщик продает его, отслеживая сертификацию. Специалисты по монтажу отвечают за соблюдение нормативов установки и техническое обслуживание. А пользователь несет ответственность за соблюдение правил эксплуатации.
По умолчанию безопасным можно назвать любой современный лифт, спроектированный и изготовленный в соответствии с нормативными документами, например, ГОСТом Р 55964-2022, ТР ТС 011/2011, смонтированный по техническому регламенту и прошедший плановое ТО. Риск падения такого подъемника при соблюдении правил эксплуатации стремится к нулю.
Что такое безопасность лифта?
В широком понимании безопасность – это совокупность факторов, снижающих вероятность поломки оборудования. На практике пользователя больше интересует, что гарантированно помешает лифту заклинить и/или упасть. В каждой современной модели реализовано несколько технических решений для этого.
ТОП-5 систем безопасности в лифте:
- Тормозная система – плавно останавливает кабину в обычном режиме и быстро в экстренной ситуации, держит ее на месте при посадке/высадке на этаже. Срабатывает даже при отказе электрики и механики.
- Тросы – имеют запас прочности с учетом нормативной нагрузки. Удерживают кабину с противовесами в шахте.
- Амортизационные буфера – исключают резкие толчки при остановках на этажах, в верхней и нижней точке шахты.
- Ограничители скорости и ловители – мгновенно реагируют на недопустимое превышение скорости движения кабины и ослабление несущих канатов.
- Блокировка дверей – исключает движение с открытой дверью.
Особое значение имеет сигнальная система. Она предупреждает пользователя, технический персонал о неисправностях, проблемах безопасности. В систему включаются разные датчики, цветовые индикаторы, звуковые устройства. В критических ситуациях до устранения неполадок работа лифта блокируется.
Главным принципом общей системы безопасности подъемного оборудования является дублирование ключевых элементов. Не сработала основная техника – автоматически активировалась резервная.
Как перестать бояться ездить в лифте?
С лифтами связано несколько популярных мифов. Они порождают основные страхи, из-за которых люди отказываются от комфортных подъемников в домах, коттеджах и коммерческих зданиях. Давайте развенчаем эти мифы, чтобы ездить и не бояться.
Миф 1. Трос оборвался – кабина упала
При использовании оригинальных современных лифтов такой риск стремится к нулю. Кабина держится не на одном, а как минимум на трех тросах, максимальная нагрузка на каждый из которых превышает заявленную производителем грузоподъемность оборудования. Вероятность того, что все тросы оборвутся одновременно, статистически ничтожна. И это еще не все.
В шахте лифта устанавливаются уловители на случай резкого превышения скорости движения вниз. Они срабатывают автоматически, надежно фиксируют кабину.
Миф 2. Открылись двери на этаже – пассажир упал в шахту
Несостоятельность мифа обусловлена конструкцией подъемного оборудования. Двери на этаже открываются только тогда, когда на площадке останавливается лифт. Их приводит в движение период на внутренних дверях кабины. Нет лифта на этаже – нет устройства, которое может открыть двери.
Со вторым мифом связан еще один, о том, что пассажира может зажать в дверях, и подъемник поедет. Это исключено, поскольку пока двери не закроются полностью, система безопасности блокирует сигнал на движение кабины. В зоне риска только тонкие предметы, которые могут попасть между внутренними и внешними створками (например, собачий поводок). Следите за своими питомцами на площадке и в лифте!
Миф 3. Застряв в лифте, можно задохнуться
Многие современные лифты оснащаются системами приточно-вытяжной вентиляции. Бюджетные кабины могут иметь естественную приточную вентиляцию. Кроме того, любой лифт негерметичен. Кабина собирается из отдельных элементов, швы между которыми не проклеиваются, не свариваются, не заделываются условной мастикой. Это обеспечивает циркуляцию воздуха.
Риск задохнуться в лифте есть только при задымлении, пожаре. Именно поэтому одно из первых правил эвакуации из здания – спускаться по лестницам.
А если я уже в лифте, и вдруг начался пожар? – спросите вы. Риск того, что современный подъемник остановится на задымленном или горящем этаже и распахнет двери, равен нулю. Умная система безопасности обеспечит плавное движение кабины на первый этаж и автоматическое открывание дверей.
Миф 4. Нет электроэнергии – лифт бесполезен
Новое подъемное оборудование для многоквартирных домов, коттеджей, торговых центров имеет резервные источники питания. Они позволяют ездить на лифте даже в отсутствие света.
Современные подъемники без аккумуляторов тоже безопасны при отключении электричества. Их система безопасности запрограммирована на плавный спуск на первый этаж и автоматическое открывание дверей.
Почему лифты ломаются?
Несмотря на безопасность подъемного оборудования, оно иногда выходит из строя и даже падает. На это есть несколько причин. Первая – нерациональная экономия (покупка подешевле, установка б/у подъемников, китайские запчасти вместо оригинальных, неквалифицированный монтаж). Вторая – нарушение нормативов при эксплуатации. И здесь есть два фактора: пользовательский и сервисный.
Некорректная эксплуатация со стороны пользователя включает перегрузку лифта, ремонт своими руками (в целях экономии, как правило), отказ от диспетчеризации, игнорирование оповещений системы безопасности. Сервисный фактор касается управляющей или обслуживающей компании. Мониторинг технического состояния лифта – обязательное условие. Техобслуживание, плановый ремонт, замена запчастей с учетом срока их эксплуатации должны проводиться регулярно.
Еще одна причина поломок лифтов и связанных с ними страхов у пассажиров – фиктивный ремонт. Например, кабина лифта остановилась, электромеханик определил неисправность – разрыв электрической цепи. Дальше он может найти причину разрыва и устранить ее, а может просто перезапустить подъемное оборудование. С каждым перезапуском поломки будут чаще. И чтобы не бегать на вызовы, электромеханик может отключить блокиратор, обманув систему безопасности. Риски и последствия очевидны.
О том, что с лифтом что-то не так, можно догадаться и без цветных индикаторов, звукового оповещения и кодов ошибок. Скрежет, вибрации, тряска, рывки при старте/остановке – повод обратиться к специалистам. Также если кабина де доезжает до площадки, останавливается выше или ниже, чем надо, вызывайте механика!
Что делать, если застряли в лифте?
Технические проблемы возможны и возникают по разным причинам. Важно одно: в застрявшем современном лифте пассажиры в безопасности. У них не закончится воздух, кабина не упадет в шахту. Все, что нужно для спасения – не паниковать и вызвать механика.
В застрявшем лифте нельзя:
- Пытаться открыть или снять двери
- Прыгать, чтобы ускорить спуск кабина на первый этаж
- Пытаться выйти в приоткрытые двери
- Курить, использовать технические аэрозоли
- Жать на все кнопки в попытке перезапустить оборудование
Чтобы уменьшить риск поломки, рекомендуется соблюдать технические нормы перевозки пассажиров и грузов в лифте, следить за сроком эксплуатации, своевременно проводить техобслуживание. А при выборе модели – отдавать предпочтение оборудованию с усовершенствованной системой безопасности.
аж и надежную замену лифта в многоквартирном доме.